Боль и страх - части сигнальной системы организма, защищающей его от разрушения. Сигналы это древние, поэтому работающие не избирательно. Хотя при нужде вполне можно "договориться с собой" если не выключить сигнал, так хотя бы приглушить его интенсивность. И не обязательно путём общего отключения чувствительности - гораздо эффективнее целенаправленное отключение конкретного сигнала. Правда вот отключить его возможно только в том случае, если удаётся "доказать" телу, что сигнал об опасности понят и принят, и в продолжении "оповещения" организм более не нуждается.
С болью и страхом понятно - два древних "сторожа" охраняют тело от разрушения. А что же такое совесть, которая вполне может "грызть" и "не давать покоя" - то есть ощущаться так же, как сигналы боли и страха? По всей видимости ещё одна сигнальная система. Гораздо менее древняя и гораздо более гибкая, возникшая в тот момент, когда человек стал отличаться от животного усложнением психических процессов. Совесть тесно связана с социализацией, как и стыд. Стыд - чувство, вызываемое несоответствием социальным установкам, нарушением неких общественных "табу", и возникает он только в присутствии этого самого социума. Совесть же "не нуждается" в сторонних наблюдателях, это система социальных установок, принятых личностью внутри себя.
Восприятие сигналов вполне может меняться в течение жизни читать дальше- чувство страха перед высотой у начинающего скалолаза и у него же, с приобретением опыта, будет подавать сигналы в разных случаях. Руки кухарки привыкнут к жару и боль будет сигналить об опасности позже. Чувство стыда может возникать в совершенно иных ситуациях, если человек переехал в сообщество людей с иными "табу" (в том, разумеется, случае, если он прижился на новом месте). То же и с совестью - этот "нравственный закон внутри нас" вполне может подвергнуться изменениям в связи с переоценкой человеком личных ценностей... И приняться за "загрызание" в соответствии с новыми установками... И тут важно не упустить из виду то, что система эта - сигнальная. То есть, как и боль со страхом, призванная охранять целостность человека. Психическую в данном случае.
К чему я всё это говорю? А вот к тому, что в нашей культуре, в нашем социуме принято прямо-таки трепетно относиться к страдающей совести. Достоевский и всё такое, муки совести, искупление и прочее бла-бла-бла... Я не призываю к бессовестности - ибо бессмысленно и не рационально. Социопаты встречаются, но это отклонение всё же. Но ввиду того, что совесть дело глубоко не общественное, из-за того хотя бы, что она впрямую зависит от той системы ценностей, какую человек принимает для себя сам, я бы пафос снизила. Когда человек поранится по неосторожности, случайности, недомыслию, и ему больно - его в первую очередь надо бы лечить. Ну ещё, возможно, жалеть (в отдельных случаях). Но из боли никто не делает большую литературу - разве что специального медицинского содержания. Почему бы и к сигналам совести не подходить с той же практической стороны? Совестно? - Пойми обо что поранился и не делай так больше. Просто, ясно, без пафоса напрочь. Не тычь порезанный палец всем в лицо. Просто перевяжи. Слишком сильно поранился долбоёб? Сходи к врачу. Выбор специалиста и последующее лечение - твоя ответственность. Рана совесть ведь твоя, нет? Можешь справиться с этим сам - справься. Не страдай - составь план действий, что нужно изменить, чтобы прошло. Не пройдёт по твоему мнению без сильных средств (если не живется с ненадранной задницей) - ну и примени их. Не называй это искуплением. Вылечи, забудь, живи дальше. Потому что сигнальная система и так уже запомнила. Приобрела дивный опыт. И применит, если понадобится. Всё просто, никакой морали. Я - за здоровье в жизни и в литературе. Вот.